Дата:
26.07.2012 - 16:08
Александр Семин: Находиться вне ВТО сегодня уже просто неприлично
Меньше месяца осталось до вступления России во Всемирную торговую организацию. Одним из главных аргументов противников ВТО был и остается аргумент о том, что вступление страны в торговую организацию угрожает продовольственной безопасности страны и приведет к полному разорению российской деревни. О том, насколько основательны эти опасения, размышляет в эксклюзивном интервью «УралПолит.Ru» Александр Семин, директор Института менеджмента и экономической безопасности Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии сельскохозяйственных наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат национальной премии им. П.А. Столыпина.
Шумиха, которую сегодня раздувает оппозиция вокруг вступления России в ВТО – это ее искренняя озабоченность судьбой страны или желание и способ напомнить о себе? А может быть это лоббирование интересов некоторых отечественных производителей сельхозпродукции и переработчиков? Или никто по-настоящему не читал условия вступления России в ВТО и не знает, что это такое?
И то, и другое. Оппозиция вообще предрекает крах целых отраслей. Если говорить о лоббировании своих интересов отраслевыми союзами АПК России, то речь идет в основном о сохранении или увеличении уровня государственной поддержки отечественных сельхозпроизводителей. По данным РСПП, из-за вступления России в ВТО предприятиям агропромышленного комплекса необходимы компенсационные меры в сумме 400 млрд руб. (господдержка в 2011г. составила 125 млрд руб.).
Что касается не оппозиции, а руководителей регионов, то их волнует закрытость процедур женевского соглашения, отсутствие прозрачности в реализации политики ВТО, доступность и транспарентность привлечения дополнительных инвестиций, а самое главное – они не могут оценить свои возможности и конкурентные преимущества. Отсутствуют методики для такой оценки. Требуется всеобуч.
Противники ВТО говорят, что сначала надо сделать сельское хозяйство конкурентным, оснастить техникой, внедрить новые технологии, обеспечить инфраструктурой и т. д., а потом уже вступать в ВТО. Но разве мы не пытались это сделать с автопромом? А «Жигули» как не были конкурентны с «мерседесом», так и остались.
К сожалению, за годы современных агрореформ в России так и не удалось сформировать эффективный экономический механизм функционирования сельского хозяйства – базиса всей системы продовольственной безопасности государства. Взять для примера систему кредитования в сельском хозяйстве. В нем участвуют только 30 % сельхозорганизаций, 10 % крестьянских хозяйств и 2,7 % личных подсобных хозяйств граждан. Что касается страхования, то здесь картина и вовсе удручающая: застраховано менее 20 % посевных площадей. Что касается государственной поддержки, то она составляет менее 6 % стоимости валовой продукции. Это в разы меньше, чем в развитых странах мира. Стыдно приводить пример по отечественному авиастроению (я учился не только в сельскохозяйственном, но и в авиационном институте), здесь финансовая поддержка от государства в последние годы (2009–2010 гг.) в расчете на один самолет превышала стоимость выпускаемого авиалайнера. Конечно, нельзя говорить, что Россия в течение 18 лет, которые вела переговоры по ВТО, не готовилась к вступлению в торговую организацию. За эти годы наметились процессы модернизации сельскохозяйственного производства, реализуется концепция развития сельских территорий, приняты меры по развитию малого агробизнеса, вступили в силу и реализуются Закон о развитии сельского хозяйства и Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Россия стала экспортером зерна. Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией в РФ достиг к 2010 году по мясу – 72,2 %; молоку – 80,5 %; яйцу – 98,3 %; картофелю – 102 %; овощам и бахчевым культурам – 87,3 %.
Однако рентабельность агробизнеса, увы, так и не выросла: если в 2009 году она составляла 9,4 %, то в 2010 упала до 8,3 %. Без государственных субсидий рентабельность – минус 5,4 %. Отрасль по-прежнему характеризуется низкой доходностью и слабой инвестиционной привлекательностью. Экспертное сообщество отмечает, что повышение нормы инвестиций до уровня 25-27 % ВВП является для нас императивом, другого источника для развития у России нет.
А насколько готовы к вступлению в ВТО аграрии Свердловской области? Если верить статистике, за годы реформ конца прошлого и начала нынешнего века, Свердловская область потеряла 134 населенных пункта (не имеют ни одного жителя), а в 198 населенных пунктах число жителей составляет от 1 до 10 человек. Не хлынут ли в нашу страну дешевые продукты питания и не приведет ли это к полному исчезновению уральской деревни?
Думаю, что уральская деревня, как и российская в целом, не исчезнет. В последние годы в области были приняты и реализуются целевые комплексные программы, направленные на модернизацию и инновационное развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности, уровень поддержки сельхозпроизводителей у нас один из самых высоких в России – только за счет средств областного бюджета ежегодно до трех млрд рублей.
Следует также заметить, что на переговорах по условиям вступления в ВТО российской делегации удалось добиться таких условий присоединения, при которых в среднесрочной перспективе можно ожидать повышения конкурентоспособности и качества отечественной продукции – за счет увеличения потока услуг и инвестиций на российский рынок. Главное, чего удалось достичь, – это улучшение условий для доступа российской продукции на иностранные рынки. У нас появится доступ к международному механизму разрешения торговых споров. В перспективе в стране будут созданы более здоровые условия для развития бизнеса, несмотря на скепсис лоббистов отраслевых интересов. Произойдет резкое ограничение действий различных лоббистских групп в распределении квот на экспорт или импорт. Система свободной торговли, таким образом, будет содействовать борьбе с коррупцией. Понятие «инновации» для аграриев станет не просто модным словом, а реальной необходимостью, без которой себестоимость выпускаемой сельхозпродукции не сможет быть конкурентоспособной по сравнению с импортной. У российского агробизнеса в условиях ВТО есть только один выбор – снижать себестоимость, улучшать качество.
И еще один фактор, который в пользу вступления России во Всемирную торговую организацию: сегодня мир испытывает острый дефицит в продуктах питания, а посему экспансии дешевой импортной продукции на российский рынок ожидать не приходится.
И последнее, в ВТО входит 172 страны, и ни одна из них не собирается покидать эту организацию. Находиться вне ВТО, на долю участников которой приходится 97 % мировой торговли, стало уже просто неприлично.
Смотрите другие
новости Москвы и Московской области
© Информационное агентство «ФедералПресс»
Редакция «ФедералПресс»