Научная деятельность РГППУ
(343) 336-66-94Проректор по научной работе
Копнов Виталий Анатольевич(343) 338-40-06Управление НИР
Ушенин Виктор
Владиславович(343) 382-70-12Диссертационный совет Хаматнуров
Фердинанд Тайфукович
В университете успешно ведутся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру психолого-педагогических, гуманитарных, естественнонаучных, технических и других направлений науки, образования и культуры.Научная работа университета осуществляется по 5 направлениям, совпадающим с профилем подготовки специалистов:
- теоретические и прикладные исследования социально-экономических и психолого-педагогических проблем в области профессионального и профессионально-педагогического образования;
- разработка информационных и коммуникационных технологий как средства поддержки и управления образованием;
- теоретические и прикладные исследования гуманитарных проблем в области профессионального и профессионально-педагогического образования;
- создание новой техники и технологий в области металлургии, машиностроения, энергетики;
- фундаментальные и прикладные исследования в области естественных, экономических и юридических наук.
В РГППУ сформировались признанные в России и за рубежом
научные школы, часть которых зарегистрированы на Федеральном уровне как ведущие научно-педагогические коллективы.
Университет ежегодно издает около 40 монографий, около 100 учебников и учебных пособий, в т.ч. около 20 с грифами федеральных органов управления и УМО, свыше 50 сборников научных трудов.
Важным направлением сотрудничества РГППУ с учебными заведениями системы профессионально-педагогического образования является совместное выполнение НИР, включенных в
Комплексную программу научно-исследовательских работ «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации» (2011–2015 гг.). Университет выполняет функции головной организации в Российской Федерации, координирующей научные исследования по данной проблеме.
РГППУ является коллективным членом Уральского отделения Российского общества социологов, Уральского отделения Российской академии инженерных наук и Свердловского отделения Российского психологического общества.
В текущем году при
финансировании из средств федерального бюджета выполняются научные исследования
по 20 проектам, в т.ч.:
11 научно-исследовательских проектов в рамках государственного задания Минобрнауки РФ:
- Развитие профессионального образования ремесленников-предпринимателей и рабочих в постиндустриальном обществе (академик РАО, д-р пед. наук, проф. Г.М. Романцев).
Краткое описание:
- изучение потребностей экономики в специалистах нового типа, совершенствование методологических основ и дальнейшее развитие теории высшего рабочего и ремесленного образования;
- создание нормативно-правовой базы для институциализации принципиально новых видов образования;
- разработка научно-методического обеспечения для реализации концепций высшего рабочего и ремесленного образования.
- Исследование теоретико-методологических проблем развития уровневой системы подготовки педагогов профессионального обучения в изменяющихся социально-экономических условиях (действительный член Академии профессионального образования д-р пед. наук, проф. В.А. Федоров).
Краткое описание:
- исследование принципов научно-методического сопровождения проектирования профильного содержания системы уровневой подготовки педагогов профессионального обучения;
- формирование теоретических основ управления качеством уровней подготовки педагогов профессионального обучения;
- исследование теоретико-методологических основ модернизации системы уровневой подготовки педагогов профессионального обучения.
- Проектирование профессиональной подготовки магистров профессионального обучения для образовательных учреждений инновационного типа (д-р пед. наук, проф. Н.Е. Эрганова).
Краткое описание:
- проектирование многомерной компетентностной модели магистра профессионального обучения для образовательных учреждений инновационного типа;
- модульно-компетентностная программа магистра профессионального обучения;
- диагностика профессиональных компетенций магистра профессионального обучения.
- Интеграция основного и дополнительного образования в систему подготовки бакалавра (канд. пед. наук, доц. В.Я. Шевченко).
Краткое описание:
- подготовка базы данных квалиметрии;
- практическая апробация функционирования новой образовательной среды.
- Концептуальные подходы к созданию акмеологически ориентированной системы подготовки и переподготовки работников профессионального образования (д-р филол. наук, проф. О.Б. Акимова).
Краткое описание:
- разработка теоретико-методологических принципов акмеологии профессионального образования;
- апробация выработанных теоретических положений в учебный процесс;
- теоретико-методологическое обоснование внедрения в учебный процесс результатов научного исследования.
- Информационно-образователъная среда как средство организации образовательного процесса в условиях компетентностно-ориентированного подхода (канд. техн. наук, доц. А.А. Карасик).
Краткое описание:
- проектирование информационно-образовательной среды и исследование проблем ее эффективного применения в учебном процессе;
- реализация информационно-образовательной среды и исследование проблем мониторинга показателей результативности образовательного процесса на компетентностной основе;
- внедрение информационно-образовательной среды и исследование проблем формирования готовности преподавателей к ее эффективному применению.
- Исследование теоретико-методологических основ развития предпринимательства автономного вуза как фактора его конкурентоспособности (д-р экон. наук, проф. А.Г. Мокроносов).
Краткое описание:
- развитие теоретико-методологических основ предпринимательства автономного вуза;
- обоснование структуры и оценка предпринимательского потенциала автономного вуза;
- стратегическое управление развитием предпринимательства автономного вуза.
- Теоретико-методологические основания психологии профессионального развития человека (заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАО, д-р психол. наук, проф. Э.Ф. Зеер).
Краткое описание:
- исследование пространственно-временных характеристик профессионального развития человека;
- проектирование индивидуальных траекторий развития личности в системе непрерывного профессионального образования;
- исследование ресурсов развития субъекта в профессионально-образовательном пространстве.
- Исследование философских оснований подготовки педагогов профессионального обучения в системе высшего профессионального образования (д-р филос. наук, проф. С.З. Гончаров).
Краткое описание:
- выявление социокультурной взаимосвязи современного труда и образования на пути к креативному обществу;
- определение креативно-антропологических оснований подготовки педагогов профессионального обучения в системе ВПО;
- выявление мировоззренческих и духовно-ценностных оснований подготовки педагогов профессионального обучения в системе высшего профессионального образования.
- Разработка принципов и методов проектирования электроплазменных технологий в целях решении задач техногенной и экологической безопасности (кандидат физ.-мат. наук, доц. С.В. Анахов).
Краткое описание:
- разработка принципов проектирования технологии узкоструйной плазменной резки металлов;
- разработка методов проектирования узкоструйной плазменной технологии;
- оптимизация и внедрение узкоструйной плазменной технологии.
- Креативные основы художественного и профессионально-педагогического образования (д-р филос. наук, проф. А.Б. Костерина).
Краткое описание:
- исследование состояния проблемы в художественном и профессионально-педагогическом образовании, определение сущности, структуры и специфики профессиональной компетентности дизайнера-педагога;
- разработка научно-методологической основы с целью формирования профессиональных компетенций у педагогов профессионального обучения в области дизайна и искусства;
- разработка учебно-методических комплексов дисциплин профессионального цикла.
2 Государственных контракта по заказу Минобрнауки РФ в рамках Федеральных целевых программ:
- Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы:
проект «Разработка, апробация и внедрение мультимедийного интерактивного электронного образовательного ресурса (ЭОР) для учащихся, изучающих русский язык как неродной, направленного на развитие лингвокультурной компетентности в области русского языка и культуры России» (академик РАО, д-р пед. наук, проф. Г.М. Романцев)
Краткое описание:
- создание электронного оригинал-макета мультимедийной программной оболочки ЭОР для размещения в ней учебных материалов;
- проведение мероприятий по тестированию ЭОР;
- разработка алгоритма апробации ЭОР;
- подготовка комплекта методического обеспечения по работе с мультимедийным контентом ЭОР для педагогов, специализирующихся на преподавании русского языка, литературы и русской культуры для граждан России, изучающих русский язык как неродной;
- разработка модульной программы повышения квалификации по работе с мультимедийным интерактивным ЭОР для педагогов, специализирующихся на преподавании русского языка, литературы и русской культуры для граждан России, изучающих русский язык как неродной;
- выбор пилотных площадок для проведения апробации мультимедийного интерактивного ЭОР;
- проведение курсов повышения квалификации для педагогов русского языка и литературы по работе с мультимедийным интерактивным ЭОР;
- апробация мультимедийного интерактивного ЭОР в системе общего образования Российской Федерации;
- проведение мероприятий по доработке мультимедийного интерактивного ЭОР с учетом проведенной апробации.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы:
проект «Сопровождение реализации мероприятий "дорожных карт", включая повышение квалификации работников образования, направленных на повышение эффективности и качества образовательных услуг и распространения моделей успешной социализации детей» (д-р пед. наук, проф. Ф.Т. Хаматнуров)
Краткое описание:
- разработка типовых программ повышения квалификации по направлениям реализации «дорожных карт», проведение их общественной экспертизы, подготовка региональных проектных команд к наполнению содержанием и реализации программ повышения квалификации по направлениям реализации «дорожных карт»;
- создание, реализация в 2013 году мониторинга эффективности реализации мероприятий «дорожных карт» в субъектах Российской Федерации по направлениям, определенным в плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р) по дошкольному и общему образованию;
- экспертно-методическое сопровождение реализации в 2013 году реализации мероприятий «дорожных карт» в субъектах Российской Федерации по направлениям, определенным в плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р) по дошкольному и общему образованию.
7 научных проектов по грантам Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ):
- Разработка модели процесса развития потенциала самоорганизации в управлении образовательным учреждением, находящимся в позиции сетевого взаимодействия (действительный член Академии профессионального образования д-р пед. наук, проф. В.А. Федоров).
Краткое описание:
- разработка новых механизмов саморазвития и саморегулирования управления деятельностью образовательных учреждений в рамках сетевого проекта;
разработка и внедрение механизмов научно-консультационного сопровождения процесса управления разработкой и апробированием инновационных продуктов, новых форм знания и технологий работы с ним;
- разработка и внедрение модели управления процессами диссеминации инновационного опыта образовательных учреждений путем распространения инновационной практики через адаптацию и развитие в собственных условиях различных элементов инновационной разработки или инновационной системы в целом;
- разработка, апробация и внедрение новых механизмов, форм и методов управления системами инновационного образования разного уровня, в том числе информационными системами дистанционного взаимодействия.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития» (действительный член Академии профессионального образования д-р пед. наук, проф. В.А. Федоров).
Краткое описание:
Основной целью конференции является рассмотрение широким кругом представителей научного и педагогического сообщества РФ стратегических путей развития региональных и муниципальных систем образования в свете процессов модернизации. Участниками конференции будут обсуждаться следующие проблемы:
- основные стратегии и тенденции развития образовательной политики в России;
значение фундаментальных и прикладных научных исследований в образовании для инновационного развития образовательного комплекса страны;
- ход реализации инновационных проектов в сфере содержания образования и управления образовательными системами разного уровня;
- поиск новых путей и способов оптимизации образовательного процесса в условиях развития сетевого взаимодействия в сфере образования.
- Формирование энергосберегающей компетентности в системе непрерывного образования (заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАО, д-р психол. наук, проф. Э.Ф. Зеер).
Краткое описание:
Основным предметом исследования выступает энергосберегающая компетентность. Проект предполагает поиск и разработку технологий, средств, методов обучения и диагностики энергосберегающего поведения, что, в конечном итоге позволит сформировать установку на энергосбережение. Предполагается разработать и внедрить модель энергосберегающей компетентности, а также разработать инструментарий для оценки сформированности её отдельных компонентов.
- Гендерные аспекты жизненного самоопределения в период юности (канд. филос. наук Н.С. Бастракова).
Краткое описание:
Реализация проекта предполагает определение содержания и системы психолого-педагогической и социальной работы с юношеством по проблеме жизненного самоопределения в современных условиях с учетом гендерного аспекта, разработку психолого-педагогического обеспечения деятельности педагога, психолога, социального педагога и социального работника по гендерным аспектам жизненного самоопределения в период юношества.
- Виктимизация молодежи в городском пространстве (канд. филос. наук, доц. Л.А. Журавлева).
Краткое описание:
Данный проект позволит разработать и провести апробацию методологии проведения виктимологических опросов молодежи в городах Свердловской области. На основании полученных данных предполагается проектирование рекомендаций по организации виктимологической профилактики молодежи как одного из направлений предупреждения преступности.
- Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона (канд. пед. наук, доц. М.В. Панкина).
Краткое описание:
Впервые предполагается обобщить и структурировать информацию о развитии экологического дизайна как научного направления на Урале, выявить истоки, роль, принципы и приемы экологического дизайна, определить его роль в современных общественных процессах. Материалы научного исследования послужат основой для разработки программно-методического обеспечения высшего профессионального образования.
- «X Всероссийские Макареновские студенческие педагогические чтения: А.С. Макаренко – человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал» (канд. пед. наук Т.И. Зубкова).
Краткое описание:
X юбилейные Всероссийские Макаренковские студенческие педагогические чтения посвящаются 125-летию со дня рождения выдающегося российского педагога А.С. Макаренко, труды которого оказали огромное влияние на развитие мировой педагогической науки. На конференции будут представлены доклады известных макаренковедов: Т.Ф.Кораблевой, Е.Ю. Илалтдиновой, Э. Меттини, Р.В. Соколова, С.Д. Гладыш и др., а также результаты исследований студентов, аспирантов и их научных руководителей, раскрывающих классика педагогики как значительное социально-культурное явление XX века.
3 гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ):
- Проект «Теплофизические свойства твердофазных сплавов Y-Gd и Y-Ho при высоких температурах» (д-р физ.-мат. наук, проф. А.Д. Ивлиев)
Краткое описание:
Предметом исследования являются сплавы редкоземельных металлов иттрия, гадолиния и гольмия. Эти металлы, несмотря на подобие энергетических электронных структур, имеют между собой много отличий. Несмотря на это сплавы системы иттрий-гадолиний и иттрий гольмий обладают полной взаимной растворимостью. Это позволяет исследовать эффекты магнитного и примесного вкладов в теплофизические свойства. Предполагается изучить температуропроводность и теплоемкость этих сплавов в диапазоне высоких температур (от 400 К до температур плавления). Исследование свойств предполагается выполнить методом температурных волн. Для повышения разрешающей способности имеющейся установки предполагается создать новый модулятор излучения лазера.
- Проект «Применение гладких преобразований векторных полей, а также сплайнов и всплесков для разработки экономичных численных методов решения систем уравнений в частных производных, интегральных уравнений и других задач» (д-р физ.-мат. наук, проф. Н.И. Черных)
Краткое описание:
Конструирование сплайнов и всплесков нового типа, изучение их аппроксимативных свойств с целью разработки экономичных численных методов решения краевых задач, интегральных уравнений и других задач, в частности, задач обработки информации. Разработка подходов к решению дифференциальных уравнений (преимущественно нелинейных) с частными производными относительно векторных полей, основанных на использовании метода преобразований геометрического строения векторного поля для конструирования решений в классах векторных полей с наперед задаваемыми свойствами. Осуществление правильных постановок краевых задач для упомянутых дифференциальных уравнений и классов конструируемых полей, разработка алгоритмов их решения, ориентированных на использование всплеск-разложений, а также проведение исследования корректности задач в части непрерывной зависимости решения от граничных условий и устойчивости к погрешностям вычислений.
- Доступ к электронным научным информационным ресурсам зарубежных издательств (д-р физ.-мат. наук, проф. А.Д. Ивлиев).
По результатам конкурса на получение доступа к электронным научным информационным ресурсам зарубежных издательств университету предоставлена возможность доступа в 2013 г. к ресурсам издательств Wiley, American Physical Society. Доступ к материалам предусматривает возможность поиска, просмотра, сортировки, загрузки, хранения на любом жестком диске или съемном носителе, а также печать и копирование контента в печатной и цифровой форме для образовательных, личных, научных или исследовательских целей.
Выполняются научно-исследовательские проекты в рамках хоздоговорых отношений, в т.ч.:
- Ряд проектов по разработке научно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Федеральной экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобрнауки РФ и научно-консультационному сопровождению этой деятельности.
Сформирован
и постоянно обновляется библиографический указатель трудов ученых РГППУ,
расположенный на сайте университета.
Для проведения исследований в
структуре университета функционируют научные подразделения, среди них:
- 8
научно-образовательных центров (НОЦ):
- НОЦ
профессионально-педагогического образования;
- НОЦ инноваций в
образовании;
- НОЦ развития ремесленничества;
- НОЦ
энергосберегающих технологий;
- НОЦ развития одаренности школьников, студентов и специалистов;
- НОЦ психологии
профессионального развития;
- НОЦ
экономико-образовательных инноваций;
- НОЦ в области экономики и управления;
- Научные исследования выполняются с
применением современного научного оборудования, среди которого:
- установка для
исследования теплофизических свойств конденсированных веществ при высоких
температурах;
- насос
турбомолекулярный Varian Turbo-V 1001 Navigator DN 250.